Определения

В настоящем Своде нижеприведенные слова и выражения имеют следующее значение:

"Груз" — обозначает любой груз, включая упаковку, средства укрупнения грузовых мест, контейнер или другие средства, предназначенные и специально изготовленные для транспортировки, защиты или поддержки груза.

"Экспедитор" — полномочный представитель грузовладельца;

"Агент" — номинированный судовладельцем/фрахтователем полномочный представитель судна в Порту на данный судозаход/ряд судозаходов;

"Клиент" — обозначает любой физическое или юридической лицо, которое:

  • посещает территорию Порта;
  • является владельцем или экспедитором грузов, доставляемых в Порт;
  • является владельцем, капитаном или членом команды судна, заходящего в порт;
  • арендует складские помещения, оборудование и др. механизмы

"Территория Порта" — означает территорию огороженную забором, складские площадки и помещения, подъездной железнодорожный путь для приема груза от железной дороги.

"Погожий рабочий день" — обозначает день, в течение которого погода позволяет провести соответствующие грузовые операции безопасно, в соответствии с действующими «Правилами безопасности труда», «Правилами технической эксплуатации перегрузочной техники», и без угрозы нанесения ущерба здоровья персонала, грузу. Судну, портовым сооружениям и оборудованию.

Производственный режим работы

Порт открыт для захода судов в навигационный период. Днем открытия, а также закрытия летней навигации считается день, официально объявленный в извещении МАП.

Порядок и условия необходимой в период зимней навигации ледокольной проводки судна в Порт/из Порта объявляется в извещении Порта.

Нормальным рабочим временем в Порту считается время с 8:00 до 17:00 часов, кроме выходных и праздничных дней. Порт осуществляет работы и услуги круглосуточно на договорных условиях. Праздничными днями считаются дни, объявленные постановлением Правительства РФ.

Грузовые операции производится в рабочие погожие дни.

Прием судов в порт под обработку, стоянку и другие операции производится только с предварительного согласия, после подтверждения порта о приеме, либо на основании договоров (соглашений).

Прием груза от железной дороги осуществляется круглосуточно.

Предоставляемые услуги

Порт, в пределах отведенной ему территории, акватории осуществляет на основании договоров (соглашений) с судовладельцами или агентами судовладельцев, грузовладельцами или экспедиторами грузовладельцев, фрахтователями и другими клиентами работы и услуги, включающие:

  • Погрузку, разгрузку, сепарирование, крепление, раскрепление груза ( водный и железнодорожный транспорт);
  • Транспортно-экспедиторское обслуживание;
  • Складские операции с грузами;
  • Изготовление коносаментов, манифестов, оформление грузовых железнодорожных и других транспортных документов на погруженный/выгруженный груз;
  • Швартовые операции;
  • Оформление свободной практики судов.

Для выполнения указанных операций использует причал общего назначения, с открытыми складами и грузовыми площадками, а также собственное оборудование и технику.

Для выполнения принятых функций по настоящему Своду, взаимоотношения с другими видами транспорта по обработке транспортных средств, осуществляется на основе и соответствии с соглашениями с их владельцами, или их полномочными представителями.

Порт оказывает услуги по погрузке, выгрузке, складированию и хранению грузов на основе прямых договоров с Грузовладельцами, и/или экспедиторами, их полномочными представителями.

Порт может осуществлять работы и услуги по дополнительным заявкам:

  • Подработку грузов ( ремонт тары, перетаривание груза и т.д.);
  • Маркировку и перемаркировку груза;
  • Спецкрепление груза на транспортных средствах;
  • Прочие работы и услуги, обусловленные договорами (соглашениями), включая расчеты по диспачу и демерреджу.

За все услуги, оказываемые Портом и экспедитором, взимается плата в соответствии с действующими договорами и тарифами.

Гарантии

Каждый клиент, который намерен пользоваться услугами, гарантирует, что он является либо владельцем груза или транспортного средства, прибывающего в Порт, либо уполномоченным агентом владельца груза или транспортного средства, и далее гарантирует, что он принимает на себя обязанности неуклонно следовать данному «Своду» как лично, так и как представитель другого физического или юридического лица, агентом которого он является.

Клиент гарантирует, если иное письменно не оговорено с Портом или Экспедитором, что любой груз, или транспортное средство, которое он доставляет, или направляет в Порт:

  1. не опасный или не станет таковым в том виде, в котором он доставлен и/или когда будет находиться на территории Порта;
  2. не токсичный и не будет являться источником выделения вредного газа, пыли, жидкости или радиационного излучения;
  3. не будет загрязнять, представлять опасность поражения, или ущерба какому-либо лицу, или какому-либо грузу, или оборудованию, или акватории, или территории Порта;
  4. правильно и должным образом упакован в соответствии с действующими стандартами и правилами;
  5. соответственно маркирован — с предупреждающими знаками в случае, если груз опасный, и с соответствующими знаками, если существуют специальные требования по перевозке груза;
  6. не содержит наркотических веществ, контрабанды, порнографии и других нелегальных товаров, запрещенных к обороту действующим законодательством РФ.

Очередность обработки транспортных средств

Очередность постановки судов к причалу и их обработка, а также порядок приема в Порт других транспортных средств, определяется исключительно Портом и его Экспедитором, с учетом действующего «Положения о порядке приема и обработки судов».

Порт не несет ответственности за простой судов, или других транспортных средств, или за косвенный ущерб из-за их неготовности вовремя в обработке, произошедшие не по его вине.

Информация и подходе судна

Грузовладелец или его экспедитор в Порту, за пять суток до начала планируемого месяца, сообщает Порту график подачи судов под погрузку с указанием:

  • наименование и грузовые характеристики судна;
  • дата подачи в Порт;
  • наименование и количество груза:

О предстоящем прибытии заявленного судна в Порт, капитан судна или номинированный судовладельцем/фрахтователем агент, грузовладелец или его экспедитор, обязаны предоставить в Порт информацию за 5 суток и уточненную за 72, 24 и 4 часа, до ожидаемого времени прихода судна в Порт с указанием:

  • судовладельца и фрахтователя судна на данный судозаход;
  • уточненного времени прибытия в причалу;
  • наибольшие размеры судна согласно материальному свидетельству;
  • осадка судна на приход и предварительная осадка на отход;
  • количества и размеры грузовых люков;
  • каргоплана;
  • полной информации о наличии грузовых документов.

Порт по согласованию с Экспедитором в обязательном порядке, в каждом конкретном случае, подтверждает прием такого судна под обработку, с указанием позиции, в которой Порт обязуется поставить судно под обработку.

В случае подачи номинации (заявки на подход судна под обработку) с опозданием, или прибытия судна без подтверждения Портом и/или такое судно ставится под обработку в соответствии с очередностью, с момента принятия нотиса о готовности судна к грузовым операциям.

О всяких задержках в пути, могущих вызвать опоздание судна против согласованных сроков предполагаемого прибытия, капитан судна обязан немедленно известить Порт через экспедитора или агента.

Порт подтверждает получение информации и сообщает капитану, агенту или фрахтователю предполагаемую дату постановки судна к причалу.

Портовые сборы

С судов, заходящих в Порт под грузовые операции, портовые сборы не взимаются, а с судов, заходящих на отстой, взимаются портовые сборы согласно действующим ставкам.

Учет стояночного времени в порту

Под стояночным временем судна в Порту принимается все время нахождения судна в Порту, с момента его прихода в Порт (окончание швартовки к причалу).

Окончание стояночного времени судна в Порту считается момент отхода его из Порта (начало отшвартовки от причала).

Для учета стояночного времени , фактически затраченного судном в Порту, сменные портовый и судовой тальманы ведут таймшит по установленной форме, в котором в хронологическом порядке фиксируется в часах и минутах ( с точностью до 5 минут) все производственные операции с момента прибытия судна в Порт, и до его выхода в рейс, а также все задержки в обработке, вызвавшие прерывание сталийного времени судна, с указанием их продолжительности и причин, подтверждённых в необходимых случаях актами.

Если судно в Порту выгружается, а затем грузится, то таймшит составляется отдельно для выгрузки и погрузки судна. Таймшит подписывается капитаном судна, агентом и при необходимости представителем фрахтователя (продавец, покупатель или их представитель). Исправления записей в таймшите не допускаются.

Подписания сторонами таймшита не должно задерживать отход судна. Ни одна из сторон не вправе отказаться от его подписания. При наличии разногласий, сторона, имеющая возражения, делает перед своей подписью соответствующую оговорку.

К таймшиту Портом должен быть приложен исполнительный грузовой план по судам с экспортом, а также акты, на основании которых прерывался счет сталийного времени.

Подлинник таймшита находится у агента и в судовом деле, копия в стивидорной службе Порта. Таймшит подписывается всеми сторонами и представляются агентом судна не позднее 2 двух часов, с момента окончания работ.

Готовность судна к обработке

Нотис о готовности судна к погрузке или выгрузке, капитан обязан вручить в официально установленные в Порту рабочие часы, после получения судном свободной практики (после оформления прихода; таможенного и санитарного досмотра; а также после окончания выгрузки, в то случае, если судно переходит под погрузку).

Грузовые помещения судна, в соответствии с нотисом, должны быть к началу погрузки сухими, полностью зачищенными и обеспечены всем необходимым оборудованием для погрузки данного груза.

Судно считается готовым к погрузке генеральных грузов, при наличии четкой грузовой марки, легко читаемой шкалы углублений, позволяющей определить количество погруженного груза по осадке судна, отсутствие балластных вод или наличии их неизменного количества на начало и окончание грузовых работ, а также готовности трюмов под конкретный груз.

Нотис о готовности судна принимается при условии фактической готовности судна во всех отношениях к погрузке или выгрузке данного груза на все трюма судна, подлежащие обработке в данном Порту, наличия полного комплекта грузовых документов, а также выполнения таможенных, карантинных, санитарных и других формальностей. При этом Поручение на погрузку судна с разрешающим штампом Таможни, должно быть предоставлено Экспедитором за 4 часа до начала планируемой обработки судна.

В необходимых случаях, готовность судна к погрузке/выгрузке груза, должна быть подтверждена соответствующей инспекцией (комиссией).

Нотис о готовности судна к грузовым операциям подписывается представителем коммерческого отдела Порта или стивидором, с указанием начала счета сталийного времени.

Порядок исчисления сталийного времени

Под сталийным временем понимается рабочее время, полагающееся Порту по нормам договора и/или настоящего «Свода» на выгрузку или погрузку груза, включая сепарирование, перевеску, обычное крепление — раскрепление (обусловленное правилами ИМЛ) и штивку груза; открытие, закрытие и перекрытие грузовых люков; оформление документов на выгруженный/погруженный груз; сухую зачистку и уборку грузовых помещений после выгрузки, бункеровку топливом и водоснабжение судна, если их невозможно выполнить в процессе грузовых работ; швартовые работы в связи с производством грузовых работ, с учетом специализации причала Порта.

В случае необходимости специального крепления/раскрепления грузов по требованию судна, применения особо трудоемких подготовительных операций, при выгрузке груза в Порту предоставляется дополнительное время, которое добавляется к сталийному времени и определяется фактически затраченным временем.

Сталийное время определяется делением массы (количества) груза в тоннах (штуках/единицах) на норму погрузки/выгрузки груза на судно, определенной классификационной группы в рабочих погожих сутках. При погрузке груза на судно с различной нормой, масса соответствующего груза делится на установленную норму на судно в рабочих погожих сутках. В случае погрузки-выгрузки грузов не во все грузовые помещения, установленная норма умножается на количество предъявленных грузовых люков на судне и делится на все количество грузовых люков на судне. К сталийному времени на производство грузовых работ прибавляется время на выполнение вспомогательных операций, не совмещаемых с производством грузовых работ.

При исчислении сталийного времени, воскресные дни и дни официальных праздников, а также время после 15:00 субботних и предпраздничных дней и до 08:00 понедельников и дней, следующих после праздничных дней, не считаются сталийным временем, независимо от того, производилась обработка судна или нет.

Счет сталийного времени начинается с 17:00 часов дня, если Нотис о готовности судна к грузовым операциям принят до 12:00 часов, и с 08:00 часов утра следующего рабочего дня, если Нотис принят после 12:00 часов дня.

Счет сталийного времени прерывается в случае, когда грузовые работы и вспомогательные операции, учтенные в сталийном времени, не могут выполняться по следующим причинам:

  • непогода (осадки, мороз, жара, сильный ветер, падения уровня воды), локаут и другие форс-мажорные обстоятельства, и их последствия ( если Порт находит технические и организационные возможности для обработки судна в условиях непогоды, то это время исключается из сталийного времени);
  • по вине судовой администрации, фрахтователя, грузовладельца;
  • в случае изменения грузового плана капитаном судна, либо грузоотправителем/фрахтователем, счет сталийного времени прерывается с момента поступления официальной информации, на 24 часа (для подготовки груза, сверки наличия груза, ожидания подхода груза и т.д.), или на все время до решения вопросов, связанных с этими изменениями, даже если грузовые работы не прекращались; время, фактически затраченное на работы, связанные с выгрузкой груза из помещений, не приспособленных для нормальной работы людей и механизмов, а также выгрузка некондиционных грузов и грузов в дефектной таре, добавляется к сталийному времени.

Обязанности судна

Судно обязано принимать или сдавать груз днем и ночью, а также в воскресные и праздничные дни, безвозмездно предоставляя электроэнергию, освещение, сжатый воздух, лебедки, краны, и другие приспособления, необходимые для обеспечения погрузки или выгрузки груза.

До начала грузовых операций, судно обязано проинформировать Порт обо всех конструктивных особенностях судна, могущих повлиять на производство грузовых операций. Порт не ответственен за ущерб, нанесенный судну в процессе грузовых работ, вследствие непринятия судном до начала грузовых операций мер по защите элементов судна (трапов, крышек балластных танков, судового набора и др.)

Прием и сдача грузов с/на судно производится у борта судна тальманами Порта и судна, с обязательным оформлением каждой из сторон тальманской расписки соответствующего образца. При этом каждый «подъем» и общее количество погруженного/выгруженного груза за смену, должны быть подтверждены обоюдными подписями тальманов. Внесение изменений в тальманские расписки допускается только по обоюдному согласию сторон с соответствующим подтверждением подписями тальманов Порта и судна. Тальманские расписки, в которые внесены изменения без согласования сторон или выполнение судном в одностороннем порядке, недействительны. В случае, если судно не выставляет своих тальманов — данный факт оформляется актом и принимается счет тальманов Порта, независимо от того, представлялась капитану информация о количестве погруженного или выгруженного груза или нет, при этом грузовые документы, выполненные на основании счета Порта, подписываются капитаном без оговорок.

Судно обязано обеспечить выдачу груза поконосаментно. Дополнительные расходы, связанные с выгрузкой поконосаментно засортированных грузов, относятся на счет судна.

Во время перерывов в погрузке или выгрузке любых грузов, а также в случае непогоды, судно производит закрытие и открытие трюмов. В случае использования для этих целей береговых кранов Порта, оплата расходов относится за счет судна.

Стоимость простоя рабочей силы, произошедшего по причинам, зависящим от судна (неисправность грузовых средств судна, отсутствие электроэнергии, освещения, приостановка или снижение интенсивности грузовых работ, или по просьбе или вине администрации суда и т.п.), оплачивается судном по действующим в Порту на день простоя ставкам, и время, потерянное по этим причинам для грузовых операций, исключается из сталийного.

За счет судна, производятся следующие перестановки:

  1. перестановки, связанные с его погрузкой/выгрузкой:
    • первые две перестановки — во всех случаях;
    • последующие — вызванные композитной загрузкой судна, с учетом специализации причалов Порта.
  2. перестановки, не связанные с производством грузовых операций, (перестановки, произошедшие по причинам, зависящим от судна).

В остальных случаях, перестановки судна производятся за счет стороны ее заказавшей.

По требованию Порта, судно должно освободить причал, используемый судном не под грузовыми операциями. При невыполнении этого требования, судно производит оплату Порту за пользование причалом (непроизводительный простой причала), по ставкам, утвержденным действующими в Порту Приказами, а также несет материальную ответственность в полном объеме за убытки, понесенные причастными сторонами.

Ответственность за размещение, крепление и сепарирование грузов на судне

Размещение грузов на судне производится по грузовому плану, утвержденному капитаном судна, согласованному с Портом и экспедитором или представителем грузовладельца.

Если на судно предстоит погрузка тяжеловесных (массой свыше 8 тонн) и/или длинномерных (длиной свыше 11 метров) грузов, до начала грузовых операций, администрация судна обязана выдать Порту помимо грузового плана, схему размещения и крепления вышеуказанных грузов, с учетом допустимых нагрузок на палубы грузовых помещений, наличия рымов.

Администрация судна ответственна за правильное размещение, укладку, штивку, крепление, сепарирование и сохранность груза в грузовых помещениях судна.

Администрации судна предоставляется право приостанавливать погрузку/выгрузку до устранения выполненных нарушений. Претензии, заявленные после окончания рабочей смены, в течении которой произошло нарушение — не принимаются.

Судовладелец несет ответственность за сепарирование коносаментных партий груза и качество сепарации.

Все расходы, явившиеся результатом неправильной загрузки судна, несет судовладелец.

Погрузка груза на палубу, производится с письменного согласия грузовладельца.

Установка стоек для приема груза на палубу, крепление палубного груза производится за счет судна, под его ответственность, независимо от того, производится ли эта работа судовой командой, или по заявке капитана судна силами и средствами Порта.

Работы по сепарированию и креплению/раскреплению груза, производимые на судне, относятся на счет судна.

Сепарационные или крепежные материалы, необходимые для перевозки груза, предоставляются фрахтователем или грузовладельцем, за свой счет.

Специальный инвентарь — талрепы, скобы, стальные тросы и другие приспособления для крепления груза, предоставляются судном.

При отсутствии договоров с судовладельцами, все расходы по креплению, крепежному инвентарю и сепарационным материалам, относятся на счет грузовладельца или его экспедитора.

На линейных судах, сепарационный и крепежные материалы, предоставляются судовладельцам за свой счет.

Дополнительные расходы, связанные с выгрузкой груза из других помещений, неприспособленных для нормальной работы людей и механизмов, а также выгрузка некондиционных грузов и грузов в дефектной таре, относятся на счет грузовладельца.

Методы переработки грузов

Если иное письменно не согласовано между клиентом, Портом и Экспедитором, Порт оставляет за собой право полной свободы в выборе средств, методов и процедуры при приеме грузов, их складировании, строповке, перевозке, погрузке, выгрузке, укладке, учете.

Ответственность сторон

Порт не несет какой-либо ответственности за недостачу, утерю, повреждение или засылку грузов, неподтвержденных Портом или ущерб судну, независимо от того, когда это произошло, кроме случаев, когда клиентом доказано, что недостача, утеря, повреждение или засылка неподтвержденных Портом грузов были вызваны небрежностью, или незаконными действиями, или упущениями Порта и Экспедитора.

Порт не несет какой-либо ответственности за недостачу, утерю, повреждение или засылку грузов, или ущерб судну, если это произошло из-за, или случилось вследствие следующего:

  • непреодолимой силы, урагана, бури или наводнения;
  • пожара, взрыва, задымлении;
  • забастовок, локаутов и других индустриальных акций;
  • войны, революции, бунта и других гражданских волнений;
  • несоответствующей или недостаточной упаковки грузов;
  • несоответствующей, недостаточной, неясной или неправильной маркировки грузов;
  • воздействия насекомых, вредителей, гниения или коррозии;
  • воздействия тепла или холода;
  • каких-либо умышленных или других действий, совершенных третьей стороной, находящейся на портовой территории с разрешения или без разрешения Порта или Экспедитора;
  • каких-либо действий со стороны Порта, его работников или агентов, оправданно необходимых для обеспечения безопасности и защиты людей, портовой территории, судна или грузов;
  • недостаточной рабочей силы, оборудования, топлива или электроэнергии;
  • полного и частичного выхода из строя каких-либо систем, включая полный или частичный выход из строя средств коммуникации.

В случае, если Порт ответственен за компенсацию ущерба:

ГРУЗУ

максимальная сумма, подлежащая уплате, равна стоимости груза, к которому относится претензия, но не более:

  • 100.0 $ за одно грузовое место, или 10 тонн навалочного груза;
  • 1500.0 $ за общий ущерб по одному случаю повреждения:

СУДНУ

максимальная сумма, подлежащая уплате, равна:

  • стоимости той части судна, к которой относится претензия на момент повреждения или утери;
  • стоимости ремонта (совместно определенной сюрвейерами, назначенными Портом и судовладельцем):

Однако максимальная сумма, подлежащая уплате, ни в каком случае не может превышать сумму 2000 $.

ОБОРУДОВАНИЮ

  • максимальная сумма, подлежащая уплате, равна стоимости ремонта (совместно определенной сюрвейерами, назначенными Портом и владельцами оборудования), либо стоимости оборудования, к которому относится претензия, но не более 200 $ за одну единицу оборудования.

Ответственность сторон (судна, Порта, фрахтователя, грузовладельца) по соблюдению сроков и условий погрузки/выгрузки, в том числе ставки диспача/демерреджа, определяется договорами (соглашениями).

Порт несет ответственность перед судовладельцем за повреждение судна, произошедшее по вине Порта, подтвержденное актом, составленным с обязательным участием полномочного представителя Порта в течении смены, в которой произошло повреждение.

Порт имеет право распоряжаться по своему усмотрению грузами, которые, по его мнению, недостаточно или неправильно маркированы, адресованы, или не поддаются идентификации и Порт не в состоянии определить, на какое судно они должны быть отгружены, или кому они должны быть предоставлены для получения, а также, если какие-либо грузы не вывезены или не приняты получателем по истечении 90 суток с момента поступления в Порт. Все расходы, возникшие с хранением, переработкой, продажей таких грузов относятся на счет клиента и возмещаются в Порту из стоимости реализованного груза.

Утилизация грузов, пришедших в негодность в связи с длительным сроком хранения, осуществляется Грузовладельцем или его полномочным представителем за их счет.